Новости

12 мая — день рождения Германа Михайловича Крепса

12 мая для Лапландского заповедника — памятная дата. В этот день, 126 лет назад, родился Человек с большой буквы «Ч» — Герман Михайлович Крепс — человек, который организовал и положил начало становлению одной из крупнейших в России природоохранной территории.

С самого раннего детства события жизни маленького Германа вели его к природе в и служению ей. Крепсы жили в Петербурге по соседству с Русским географическим обществом, что определяло круг общения этой семьи: в их дом всегда были вхожи натуралисты, путешественники, учёные и литераторы. Рассказы о природных красотах страны всегда были на слуху. Дети Михаила Крепса были начитанными, в доме имелась большая библиотека. Именно после прочтения книги М. Пришвина «В краю непуганых птиц» Герман «заболел» Севером. Отсюда и выбор профессии — агроном.

По окончании Новоалександрийского сельскохозяйственного института в 1920-е годы судьба привела Германа Крепса на Кольский полуостров, где только начиналось освоение Заполярья. В это время на территории Мурманского округа Ленинградской губернии работало более 300 исследовательских экспедиций, участником нескольких из них был и Герман. Приехав на Север, молодой учёный организовал первую сельскохозяйственную станцию за Полярным кругом (в последствии ПОВИР), исследовал Большой Олений остров, изучал быт и традиции коренного народа Кольского полуострова — саами. На его глазах северная природа открывала свои сокровищницы. В то же время Герман увидел её очень хрупкой: на территории, когда-то богатой дичью, был истреблён пушной зверь, вырублены леса, сократилось численное и видовое разнообразие птиц.

Осознавая, что активное промышленное освоение Севера неизбежно нанесёт значительный урон природе, инициативная группа учёных во главе с Германом Михайловичем Крепсом задумалась о создании резервата, который обеспечит в первую очередь сохранение популяции дикого северного оленя, а также северной тайги и горных тундр.

Первый пограничн аншлаг на Мончетундре, апрель 1930 г. Фото О.И. Семёнова-Тян-Шанского


Неутомимая и разносторонняя деятельность Г.М. Крепса увенчалась успехом, и 17 января 1930 года Ленинградский облисполком вынес постановление об организации Лапландского заповедника. Первым директором заповедника был назначен Герман Михайлович Крепс. К осени он подобрал штат охраны из 3 человек, в число которых входил и О.И. Семенов-Тян-Шанский. 

Научный отдел Лапландского заповедника, зима 1936-1937 гг. Фото О.И. Семёнова-Тян-Шанского


Одним из самых замечательных качеств Германа Михайловича Крепса было его умение яркими впечатляющими рассказами заинтересовать людей, вдохновить и увлечь окружающих своей идеей. Где бы он ни работал, вокруг него всегда складывался дружный и чрезвычайно трудоспособный коллектив. По воспоминаниям Олега Измайловича Семёнова-Тян-Шанского, только благодаря незаурядному организаторскому таланту первого директора заповедник отстоял свою научную независимость и не растворился в организациях, связанных с охотничьим хозяйством. 

Неутомимая активная пропаганда идей заповедного дела Г.М. Крепса на страницах печатных изданий привлекла в заповедник как маститых учёных, так и молодых энтузиастов, многие из которых стали впоследствии широко известны в научном мире.

Учёт диких оленей (Ф.К.Архипов, А.Селиванов) апрель 1936 г.



Ежегодно проводимые учёты диких оленей давали обнадёживающие результаты. Уже в конце 30-х годов только на охраняемой территории численность «дикарей» увеличилась почти в 10 раз. Это был несомненный успех: задачу по восстановлению западной популяции диких северных оленей заповедник последовательно и вполне успешно решал!

Выполняя задачу обогащения природы заповедника и окрестных угодий, в сентябре 1932 года на берегу Воче-ламбины (залив озера Имандры, граничащий с территорией заповедника) выпустили 45 зверьков ондатры, и еще 86 животных было выпущено в Охтозере. 

Выпуск бобров, 1936 г.


Воодушевлённый первыми успехами, Г.М. Крепс приступает к решению другой, ещё более интересной задачи — восстановлению бобра на Кольском полуострове. Летом 1934 года, благополучно перенеся почти двухнедельное путешествие по железной дороге, четыре пары бобров прибыли в Лапландский заповедник и были выпущены в долине реки Чуна в небольшое озерко-старицу.

В 1936 году Г.М. Крепс совместно с О.И. Семёновым-Тян-Шанским готовит первую книгу о Лапландском заповеднике, строит административные и хозяйственные помещения, налаживает научную работу и охрану территории. В 1937 году под его редакцией выходит книга о Лапландском заповеднике, а ещё через год сотрудники заповедника выпускают первый сборник научных трудов.

Герман Михайлович не был членом КПСС, и с 1936 года местные власти постепенно начали ущемлять директора. У Крепса отбирают личное оружие, вместо директора делают заместителем по научной части, а после — научным сотрудником. Друзья советуют учёному срочно уехать, дабы не попасть в ГУЛАГ на Соловки. 

В 1937-1939 годах Герман Михайлович Крепс работает в Алтайском заповеднике заместителем директора по научной части. Не одну сотню трудных километров преодолел он, занимаясь геоботаническим картированием. 

В 1940 году Крепс получает назначение на работу в Центрально-Лесной заповедник. Помимо работы по оленьей тематике, в лесных массивах держались небольшие стада дикого северного оленя, Г.М. Крепс сдружился в заповеднике с почвоведом Н.Н. Соколовым. Исследования, проведённые ими совместно, привели к интересным открытиям, объясняя загадочные особенности местного ландшафта. 

Война застала Германа Крепса на полевой работе в Центрально-Лесном заповеднике.  Эвакуируя музейные коллекции и наиболее ценные экспонаты заповедника, учёный попал под бомбёжку и получил серьёзное ранение.

В начале 1944 года его назначили на должность директора Центрально-Лесного заповедника, однако из-за обострения болезни 25 марта 1944 года он уходит из жизни.

Музей Г.М. Крепса в Лапландском заповеднике


С 1978 года на Чунозерской усадьбе Лапландского заповедника открыт для посещения музей, созданный в память об этом Великом человеке. В нём вы можете узнать много нового и интересного о жизни учёного и о продолжении его дела в настоящие дни.

Светлана Пепеляева, экскурсовод

По материалам книги В. Берлина «Герман Крепс — Гражданин Лапландии»